Добрый день, дорогие читатели. Моя сегодняшняя публикация, заинтересует учителей, родителей первоклашек и тех, чьи дети перешли в 5 класс и начинают знакомство со средней школой. Итак, классный час 1 сентября. 1 класс. Знакомство…
Накануне нового учебного года, наблюдая привычную суету, подготовку к школе, горящие глаза будущих первоклассников, я позволила себе немного поностальгировать. Я вспомнила свой «первый раз в первый класс» осознав, насколько важным является этот день.
Переоценить его значение невозможно. От того как он пройдет, зависят не только приятные или неприятные воспоминания, именно этот день определяет дальнейшее отношение к учебе.
Понимая, какой груз ответственности ложится на плечи классных руководителей первоклашек, я решила облегчить эту ношу, подкинув несколько креативных идей.
Знакомство на классном часе 1 сентября
Давайте определимся, что должен представлять собой первый урок с первоклассниками? Каковы, выражаясь профессиональным языком, цели, задачи? Нужно ли сразу начинать учить наукам? Конечно же, нет! Главная его цель — знакомства.
Да-да, никакой опечатки, именно во множественном числе, потому что их будет несколько. Мы будем знакомить:
- учителя с классом и родителями
- детей между собой
- родителей
- первоклашек с:
- организацией учебного процесса внутри класса,
- расположением важных мест школы (столовая, туалет, медпункт, гардероб)
- общим распорядком, правилами поведения,
- персоналом учебного заведения.
Работа предстоит немалая, но интересная!
Первое сентября, своего рода презентация школы, учебного процесса для вновь прибывших.
Чтобы день прошел интересно, запомнившись всем участникам, лучше заранее подготовить сценарий.
Можно провести встречу строго, как обычный урок, но лучше, если вы проведете его более оригинально. Давайте по пунктам рассмотрим идеи для всех частей предстоящего занятия.
Знакомимся с детьми
Любая встреча, традиционно, начинается представлением, рассказом о себе. На правах хозяйки процесса начните первой.
Эта своеобразная игра может иметь продолжение до конца года. За достижения, правильные ответы, вы можете выдавать «пиастры», волшебные ключи, сказочные артефакты. Сделайте игру своей «фишкой». А в конце года нужно будет найти сундук или присвоить каждому какой-то титул. Например, девочке с самым красивым почерком, присвоим звание “принцессы правописания”, шустрому непоседе — “граф-физкультурник”, а отличившиеся на уроках труда станут “маркизами рукоделия”.
Если же актерское мастерство категорически не ваш конек, пойдите другим путем. Заранее раздайте детям карточки-опросники. По ним каждый должен составить рассказ-презентацию о себе. Примерные вопросы карточки:
- Имя, фамилия.
- Район проживания.
- Есть ли домашние питомцы. Небольшой рассказ о них.
- Какие секции, кружки посещает, что там интересного
- Есть ли хобби, какое.
- Любимое блюдо, напиток.
- Любимый мультипликационный/кино герой, чем нравится.
- Любимая игра.
- Чего ждет от школы.
Первым себя презентует преподаватель. Этот вариант одновременно знакомит педагога с учащимися, а детей между собой, помогает раскрыться всем без исключения ученикам.
Знакомство с родителями
Знакомство педагога с родителями и друг другом, как правило, происходит раньше, но в полном составе все встречаются именно 1 сентября. Важно сразу задать правильный настрой общению, ведь этому коллективу предстоит многое сделать вместе. Для начала пусть каждый взрослый представится по заранее определенной единой форме. Например, отвечая на вопросы:
- Фамилия, имя, чей он родитель
- Вкратце свое видение организации внешкольной работы (экскурсии, праздники и т.д.)
- Что из перечисленного может взять на себя.
Такой подход обеспечит максимальную открытость, эмоциональный комфорт для всех взрослых участников встречи, создаст ощущение команды, а не конкуренции.
Познаем пространство школы и дружим с персоналом
Квест — ознакомление с помещением, персоналом отличная идея.
Возможно, злой колдун украдет учебники или призрак пирата спрячет детские портфели, а может королева награждает всех праздничным пиром, но столовую нужно найти? Отправляйтесь на поиски, по пути заглядывая во все важные точки, представляя детям сотрудников.
Познакомьтесь с охранником, библиотекарем, работниками столовой, объясните, какие функции эти люди выполняют, как важен их труд. Так вы не только ознакомите малышей со школьной жизнью, но сразу же, заложите уважительное отношение ко всему персоналу. Интерактивная форма, поможет непоседливым первоклашкам взбодриться. Ведь подолгу сидеть на одном месте, сохраняя концентрацию, они еще не привыкли.
Распорядок и правила поведения
Ознакомление с распорядком, правилами поведения тоже лучше провести творчески.
Изобретите (найдите) машину времени отправляйтесь в прошлое, узнайте, как учились сто, двести, триста лет назад (можете рассказать про розги, для особо непослушных). Сравните правила, требования старины и современные.
Отметьте, насколько образование сегодня стало доступным. Поговорите о странах, где до сих пор, обучение является роскошью для многих детей. Пусть учащиеся пофантазируют, как жить без умения писать, читать, считать. Плавно подведите их к мысли: «возможностью получать знания нужно дорожить». Очень хорошими примерами, иллюстрирующими разговор, будут видео. Покажите их присутствующим:
Расскажите о третьекласснике Даниэле Кабрера.
Мальчуган выполняет домашнее задание при свете витрины кафе, его дом сгорел, отец умер несколько лет назад. Семья живет на улице. Малыш упорно продолжает посещать занятия, хотя не имеет возможности даже купить учебники. Мальчик старается учиться очень хорошо, так как понимает, без образования у него нет шансов когда-нибудь обрести дом, покинув улицу.
Обсудите истории с учащимися. Еще раз подчеркните, что за возможность обучаться, многим их сверстниками приходится бороться.
Переходя к следующему этапу, отправляйтесь в будущее. Пусть желающие расскажут, каким видят процесс образования. Порассуждайте, какими действиями можно приблизить эти ноу-хау. Так вы плавно подведете разговор к вопросу, кем хотят быть ваши ученики. Пусть каждый скажет какие предметы, по его мнению, пригодятся во взрослой жизни, выбранной профессии. Акцентируйте большое значение абсолютно всех дисциплин. Отметьте важность общих навыков, приобретаемых во время учебы, например:
- самостоятельная работа,
- дисциплинированность,
- умение организовать свой день,
- нести ответственность за свои решения и ошибки,
- дружба и взаимовыручка.
Пообещайте своим ученикам уже завтра начать делиться знаниями. Поблагодарите за внимание и приступайте к чаепитию, если такое запланировано.
Небольшие посиделки помогут сплотить детский и родительский коллектив. Теперь последняя из задач нашего урока выполнена. Похвалите себя за креативный труд. Съешьте самое вкусное пирожное.
Не забудьте поставить лайк материалу. Отправьте статью друзьям педагогами. До скорых встреч, друзья, дальше будет круче!
С уважением, Анастасия Скореева